Кожевенное производство.

История.
Кожа - это натуральный материал, сделанный из шкур различных животных. Так же, как нет двух одинаковых животных, так и нет двух идентичных кусков кожи. Эти естественные особенности не являются дефектами, а только добавляют уникальности каждому готовому изделию. Особенно это относится к экзотической коже.
Обработка кожи, пожалуй, одно из древнейших ремесел на земле. Первобытные люди начали обрабатывать шкуры животных много тысяч лет назад. Этот процесс можно назвать самой первой обрабатывающей промышленностью. Согласно утверждениям археологов, в древнем Египте были найдены остатки кожаной одежды, которая была изготовлена еще в 13 веке до нашей эры. Из кожи изготавливали практически все. Древние люди использовали для защиты ног примитивную обувь: обматывали ноги кусками шкур животных и закрепляли кожаными полосками или жилами. Самой первой обувью человека были сандалии, которые вместо подошвы имели дощечку, привязанную к стопе кожаными ремешками.
На животных охотились с целью получения их мяса и жира, но перед применением пищи с животного следовало снять шкуру. Для этого использовались острые куски кремня, а позже – кремниевые ножи. Далее шкуры использовались для согревания тел людей и обертывались вокруг ног, являя собой первый тип ботинок. Но необработанные шкуры скоро начинали разлагаться и гнить. Было замечено, что высушивание шкур на солнце консервирует их, но в результате получался очень твердый, негибкий материал, мало пригодный для изготовления одежды. Шкуры следовало смягчить. Это было сделано посредством натирания подготавливаемой шкуры различными жирами.
Жир также помогал предотвращать промокание шкур. Данный вид обработки делал шкуры животных мягкими и эластичными. Кроме того, для обработки шкур использовалась вода, в которую добавляли различные виды коры и ягод. Было обнаружено, что после такой обработки шкур они становились значительно мягче и могли противостоять гниению. Активные вещества, содержащиеся в вытяжках из определенных растений и производящие такое воздействие на шкуры животных, называют танинами. Это был один из первых методов дубления кожи. Постепенно техника изготовления вещей из кожи совершенствовалась, предметы обихода превращались в настоящие произведения искусства.
Наверное, все народы Земли занимались кожевничеством, ведь в древности кожа была самым доступным материалом. Прясть и ткать человечество научилось гораздо позднее. Угры (группа финских народностей - финно-угорская языковая группа) шили сапоги из кожи птиц с оперением; многие племена украшали кожаную одежду и обувь вышивками шелком и золотом, драгоценными камнями, росписью, жемчугом. Индейцы закрывали швы на кожаной одежде полосками из цветных колючих чешуек рыб, чтобы швы не пропускали влагу.
Для славян кожевничество тоже было старейшим промыслом. Уже в VI-VII веках на Руси были известны различные способы выделки и обработки кож. Особенно развилась художественная обработка кожи на Севере и в Центральной России. Так, например, в городе Торжке выделывали разноцветный сафьян, изготавливали из него вышитые серебром, золотом, шелками подушки, пояса, кошельки, кисеты, обувь. До Первой мировой войны из России экспортировали эти предметы, а также некоторые виды кож, превосходившие по своим качествам европейские аналоги.
Еще следует обязательно отметить широкое использование кожи в книгопечатании. Долгое время книги писали на пергаменте - высушенной на раме телячьей коже. Кроме того, из кожи делали сами книжные переплеты.
Процессы, используемые для производства кожи в наши дни, изобретены нашими предками много тысяч лет назад. С древних времен при производстве кожи использовался процесс дубления, производимый с применением мозга животных как источника эмульгированных масел. Данный процесс известен как "индийское дубление", и эта практика все еще используется некоторыми людьми в небольших масштабах. Этот процесс дубления применяется чаще всего для выделки оленьих кож. Эта практика породила высказывание, что 'животное имеет умственные способности, которых хватает лишь на сохранение его собственной шкуры, мертвой или живой.
Не потеряла своей актуальности кожа и в современном мире. При всем развитии техники и появлении новых синтетических материалов – кожа продолжает притягивать к себе все новых сторонников и почитателей. В наше время изделия из натуральной кожи пользуются большим спросом, несмотря на их высокую цену.



ПРОИЗВОДСТВО НАТУРАЛЬНОЙ КОЖИ



Обработка кожсырья
Считается, что самая высококачественная кожа делается из шкур коров (бык, теленок). Она идет на обувь, одежду, обивку мебели и др. Кожа из шкур овец или коз (овчина, козлина), в основном, используются с волосяным покровом (как мех). Кожа из свиных шкур эластична, но имеет стойкий характерный запах, поэтому ценится ниже других. Кожу из крокодила, питона, ската, страуса и других экзотических животных используют для производства кожгалантереи, одежды, обуви и других направлениях бизнеса.
Существует правило, чем выше качество шкуры, тем меньше этапов в технологическом цикле ее обработки до готовой кожи. Задача, которая ставится при переработке шкур с хорошим качеством лица (под лицом понимается верхний слой шкуры), обычно заключается в том, чтобы лицо было сохранено и, даже, подчеркнуто. На готовой продукции сохраняется натуральный рисунок лица - морщинки и поры, которые имеются на необработанной шкуре. Прикладывая ладонь к поверхности кожи с натуральным лицом (fool grain) получаешь ощущение натурального эластичного изделия.
Шкуры молочных телят (опоек), имея меньшую толщину по сравнению со шкурами взрослых животных, могут конкурировать с ними по прочности и износостойкости. Это объясняется более густой и плотной волоконной структурой шкур молочных телят. Процесс переработки шкур до готовой кожи упрощенно можно рассматривать как совокупность трех основных этапов:



Выделка кожи.
Выделка - один из самых простых способов обработки кожи, в то же время и самый древний из них.
Производство готовой кожи - довольно трудоемкий и длинный процесс, который состоит из трех основных стадий кожевенного производства:
отмочно-зольные процессы;
подготовительные процессы и дубление;
химическая отделка и красильно-жировальные процессы.



1. Отмочно-зольные процессы



Сырые кожи:
шкуры крупного рогатого скота, главным образом шкуры быков и коров, при этом учитываются их происхождение и весовая категория. Сырые шкуры поставляются с юга Германии и из Швейцарии, а также из других регионов: шкуры диких животных – из США, Южной Америки, Австралии, Новой Зеландии и т.д., в отдельных случаях используются шкуры водяного буйвола (Индия и Индонезия), реже - телячьи и свиные шкуры.



Консервирование:
Если доставка кожи не занимает много времени и предусмотрена немедленная её обработка, то кожа просто замораживается. Для всех случаев нормальной считается поставка просоленных кож.



Отмачивание:
Первый этап обработки. Кожи замачивают, чтобы удалить грязь. Они вновь набирают влагу. Для смягчения используют биологические увлажняющие средства. Сначала достигается предварительная мягкость, затем – основная. После того как кожа размягчена, могут быть удалены остатки мяса.



Золение:
Удаление верхнего рогового слоя кожи и волосяного покрова. На этом этапе определяют сорт кожи, что служит основой для ее дальнейшего целевого назначения. Применяемые хим. вещества: известь и сернистый натрий, которые потом нейтрализуются кислотой.
При этом ставятся в основном следующие 4 цели:
1) ослабить связи волоса и эпидермиса с дермой;
2) осуществить частичное омыление жировых веществ;
3) достигнуть достаточного набухания волокон шкуры;
4) привести шкуру в химическое состояние, необходимое для дубления.
Кроме того, условия золения и прозоленности влияют и на такие свойства готовой кожи как прочность при растяжении и влагоемкость. Прочность у кож, подвергшихся интенсивному действию зольника, всегда меньше. Это связано с разрушением связей в главной цепи (внутримолекулярных связей) при такой отработке.
Водостойкость же при интенсивной обработке зольным раствором у кож понижается, что связано с повышением их пористости.



2. Подготовительный процесс.
Сгонка шерсти. Производится на специальных волосогонных машинах. Эта операция осуществляется после золения, когда связь между волосом и дермой ослаблена. Полуфабрикат после сгонки шерсти обычно называют гольем.



Мездрение:
Удаление прирезей мяса, сухожилий и подкожной жирового слоя (мездры). Мездра используется для производства технического желатина. Обработанные кожи готовы к дублению и называются «гольё».



Чистка лица. Эта операция следует после мездрения. Чистка заключается в удалении коротких волос (подседа), а также частично продуктов распада белков и жиров.



Обеззоливание и протравка:
Кожа очищается от продуктов золения посредством нейтрализации, проводится деферментация – протравка. Кожа обрабатывается основательно и становится более гладкой. Золеное голье находится в состоянии нажора — сильного набухания и содержит большое количество соединений кальция, как связанных с коллагеном, так и отложившихся в виде извести и известковых солей.



Бучение:
Служит подготовкой процессу минерального дубления. Голье погружают в барабаны с соляным раствором, а затем обрабатывают слабо концентрированной кислотой. Добавленные во время этого процесса дубильные вещества еще не могут воздействовать активно, но равномерно пропитывают голье.



Промывка. Промывку проводят водой для удаления солей кальция и продуктов распада белков. После промывки голье поступает в дубильные аппараты для дубления.



Двоение Wet Blue:
Двоению подвергают голье, полученное из крупного сырья (бычка, яловки, бычины и т. д.). При двоении голье после
золения распиливают на двоильных машинах на два слоя: верхний лицевой слой и нижний бахтармяный.



Гольё по всей поверхности разрезается по толщине на слои. Слой со следами пороков кожи срезается равномерно по всей толщине. У остальных слоев сохраняется природная неравномерность толщины. Верхний слой – будущая натуральная кожа/ Нижние слои после дубления называются спилками. Верхний слой кожи, используемый для производства кожаной мебели, подвергается дополнительному золению.
При распиливании задаются толщиной лицевого спилка, поэтому он получается с одинаковой толщиной по всей площади. Верхний спилок идет обычно для изготовления более ответственных деталей обуви, бахтармяный для менее ответственных деталей обуви и галантерейных кож.
Необходимо при этом учесть, что общая прочность спилков по сравнению с исходным гольем низкая.



Кроме вышеперечисленных подготовительных операций для некоторых видов кожи применяются дополнительно двоение, чепракование, мягчение, пикелевание.



2. 2. Дубление
Дубильный цех.
Полученное сырье обрабатывается в специальных дубильный барабанах, после чего получается хромовый полуфабрикат wet blue , который готов к использованию.
Полученное голье непригодно для изготовления обуви и других изделий. При обводнении голье сильно набухает, поглощая в больших количествах влагу и намного увеличиваясь в объеме.
Высыхание голья сопровождается резким уменьшением его объема, склеиванием его структурных элементов и изменением механических свойств. Высушенное голье становится жестким, рогообразным и ломким. Голье не устойчиво к нагреву во влажном состоянии, действию бактерий и ферментов. Таким образом, теряется форма, устойчивость материала. Чтобы избавиться от этих явлений голье дубят, т. е. обрабатывают дубильными веществами.



По современным представлениям дубление есть процесс скрепления молекул коллагена частицами дубителя (поперечное сшивание молекул)
Полученная в результате дубления кожа отличается от голья по целому раду свойств:
♦ снижается влагоемкость, поскольку теряется способность к набуханию в воде;
♦ повышается жесткость, так как при дублении за счет образования дополнительных сшивок у дермы теряется подвижность макромолекул коллагена кожи;
♦ повышается прочность структурных элементов колеи. Но при этом следует помнить, что чрезмерная продубленность, наоборот, снижает прочность. Это объясняется тем, что при продубливании выше некоторого оптимума прочность падает за счет увеличения жесткости и снижения способности к ориентации структурных элементов кожи;
♦ повышается упругость и связанная с ним износостойкость;
♦ повышается термостойкость. Это связано с повышением числа поперечных химических связей и температуры сваривания при дублении (Tcg);
♦ повышается пористость. Это объясняется тем, что дубители, проникая (вклиниваясь) в структуру дермы, разъединяют элементы структуры и в дальнейшем такое фиксируется за счет образования химических поперечных связей;
♦ повышается формоустойчивость. Это связано с тем, что дубители, образуя поперечные связи между макромолеклами коллагена, не дают возможность набухать дерме и, кроме того, не дают им сближаться и склеиваться;
♦ повышается химическая стойкость. Это связано с тем, что функциональные группы коллагена дермы блокированы дубителями;
♦ улучшается внешний вид;
♦ у дермы после дубления повышается толщина, площадь и угол наклона пучков коллагеновых волокон. Это уже говорит об экономической эффективности дубления и повышении, в частности, износостойкости подошвенных кож.
Современная теория дубления рассматривает дубление как процесс, состоящий из ряда физико-химических явлений и протекающий в две стадии. Первая стадия — диффузия дубителя в толщину голья, вторая — взаимодействие дубителя с молекулами коллагена. При этом оба процесса происходят одновременно.



Дубящие вещества классифицируются по двум группам:
1. Органические (таниды, альдегиды, жиры).
2. Минеральные (титановые, хромовые, циркониевые и алюминиевые соединения).



Основное дубление:
Хромовое дубление проводится водными растворами основных солей трехвалентного хрома, который не ядовит. Дубильные вещества глубоко проникают в кожу, что способствует её укреплению и при нормальном использовании не приведет к повреждениям. Шестивалентный хром для дубления не применяется, так как он ядовит. После проникновения хрома в обработанную кожу остатки кислоты частично вытягиваются, а хром закрепляется в волокнах кожи и тем самым нейтрализуется. Подобно проводится циркониевое, алюминиевое и титановое дубление.
Пластование и подвяливание:
Для схватывания дубильных веществ кожа раскладывается слоями и подвяливается.
Фальцевание (прокатка):
Служит выравниванию толщины кожи.
Нейтрализация:
оставшиеся в коже кислоты осторожно нейтрализуются гашеной известью. На последующих этапах обработки устанавливаются группы кожи.
Окончательное дубление: модификация и проявление свойств кожи с применением более сильных дубильных веществ в сочетании с основным дублением. Возможно сочетание с растительными и/или синтетическими дубильными веществами, с хромом и другими минеральными веществами.



3. Химическая отделка и красильно-жировальные процессы
На заключительной стадии химической отделки производятся следующие операции:
додубливание (используются соединениям хрома, синтаны, другие специальные средства); Окрашивание: кожи окрашиваются в красильных ваннах стойкими красителями, глубоко проникающими в волокна кожи. Используются только натуральные, нетоксичные и экологически чистые красители. Краска глубоко проникает в структуру кожи,
жирование (используются жиры, масла, эмульгаторы, аммиак)
Конечным продуктом кожевенного производства является кожа, т. е. весь технологический процесс производства представляет не что иное, как превращение шкуры в готовую кожу.
Кожа растительного (альдегидного) дубления – кожа, в процессе выделки которой используется дубильная кора (отсюда и название - "дубление") и другие ингредиенты, получаемые из растений, коры деревьев и подобных источников. В результате получается эластичный материал коричневого цвета. Нужного оттенка добиваются, варьируя количество и качество применяемых ингредиентов и подбирая цвет сырья. Кожа растительного дубления не является водостойкой. При воздействии влаги она изменяет цвет, а если впитает жидкость и затем высохнет, то уменьшится в размере (“сядет”) и отвердеет, станет менее эластичной. В горячей воде данный вид кожи сильно “садится” и становится твердым, хрупким материалом, что ограничивает возможность его использования.
Кожа квасцового дубления, в процессе выделки которой используются соли алюминия, смешанные с различными связующими компонентами и белковыми веществами, например, яичным порошком и т.д. Пуристы утверждают, что кожа квасцового дубления технически является "сыромятной", а не дубленой, поскольку полученный материал будет гнить в воде. В результате использования данного процесса получаются кожи ненасыщенных тонов, но полученный материал не столь эластичен, как кожа растительного дубления.
Сыромятная кожа производится путем скобления шкуры, пропитывания ее известью и последующего растягивания во время просушки. Как и кожа квасцового дубления, сыромятная кожа технически не является "кожей", но - обычно упоминается вместе с другими формами кож. Сыромятная кожа более жесткая и ломкая, чем другие формы кожи, и используется для изготовления барабанов, а также шнуров, используемых для шнуровки или стачивания.
Вареная кожа - изделия из кожи (кожи растительного дубления), для повышения прочности погружаются в горячую воду или в кипящий воск, или подобные вещества. Исторически такая кожа использовалось как броня из-за ее твердости и легкого веса, а также использовалась для книжных переплетов.
Для выделки кожи хромового дубления, изобретенного в 1858 году, используется сульфат хрома и другие соли хрома. Эта форма кожи более мягкая и эластичная, чем кожа растительного дубления. Кроме того она не изменяет цвет и не теряет форму при воздействии воды, как кожа растительного дубления.
Кожа (обычно кожа растительного дубления) может смазываться определенными маслянистыми веществами для улучшения ее водостойкости. Это увеличивает количество природных жиров, находящихся непосредственно в коже, которые вымываются в процессе эксплуатации кожаных изделий, которые могут подвергаться интенсивному воздействию влаги. Частое смазывание кожаных изделий жиром норки, очищенным маслом или подобными веществами, сохраняет мягкость кожи и увеличивает срок эксплуатации изделия.
Производство готовой кожи.
Производство готовой кожи - довольно трудоемкий и длинный процесс, который проходит в несколько этапов.
Покраска кожи.
Отсортированную кожу передают в красильный цех, где получают так называемый полуфабрикат Crust (краст).
Полуфабрикат сортируют и передают на дальнейшую окраску, которая осуществляется по новейшим технологиям в специальных красильных барабанах, что позволяет экономично использовать химию и деликатно обработать кожу.
Перед окраской цвет кожи зависит от способа дубления (жировое дубление - горчично-желтая окраска; хромовое – светло зеленый цвет; железное - канареечный цвет и т.д.).
Кожи, не имеющие никаких дефектов, без пятен и без личин, можно окрашивать в различные циста; кожи с пятнами окрашиваются в черный цвет. Для черной окраски кожи после дубления и промывки окрашивают, потом жируют и сушат. Для цветной окраски кожи только окрашиваются, не подвергаясь жировке, так как жир может оставить пятна.
Для окрашивания в черный цвет применяются растительные краски и анилиновые красители; для цветных кож —в настоящее время почти исключительно анилиновые красители.
Анилиновые красители делятся на основные и кислотные.
Идеально гладкая элитная кожа на данном этапе готова поступить в упаковочный цех.
Кожа, которая по тем или иным причинам не является гладкой, подвергается тиснению.
Специалисты определяют качество кожи и вид тиснения, которое поможет скрыть мелкие недостатки поверхности кож.
Применяются самые различные виды тиснения: от очень мелкого (так называемая пылевидная плита) до очень крупного (так называемая Тигина), а также шагреневое тиснение, используемое для пошива обуви специального назначения.
мелкое тиснение
шагреневое тиснение
очень мелкое тиснение
очень крупное тиснение
крупное тиснение
среднее тиснение
Перед упаковкой и отправкой на склад готовой продукции вся кожа проходит окончательную сортировку и обмер.
Когда шкуры после процесса консервации попадают на кожевенный завод, они исследуются на предмет наличия повреждений или плохо вычиненного и законсервированного кожсырья. На данном этапе вся партия кож может быть забракована и возвращена производителю.



В свою очередь кожа классифицируется по способу окраски:
1. Окраска погружением. Складывают две кожи внутренней стороною и погружают ручным способом в 40-50° красильную ванну; при этом внутренняя сторона окрашивается лишь очень слабо. Этим способом пользуются при окраске кож небольшого размера (коз, овец, телят и др.), при небольшом их количестве.
2. Окраска в чане с широкими вращающимися лопастями. Лопасти при вращении вместе с красильной ванной вертят и кожи. При этом способе, особенно пригодном при больших количествах кож, окрашиваются обе стороны кожи.
3. Окраска в промывном барабане, закрытом вращающемся сосуде с полыми осями для добавления красящего раствора. При этом способе требуется очень "короткая" красильная ванна, так что красящие вещества очень хорошо могут быть использованы; этот способ главным образом применяется для хромовой кожи.
4. Нанесение краски при помощи щеток производится большей частью на большие шкуры. Кожа расстилается на столе, верхняя сторона хорошо смачивается, а потом наносится краска.
5. Красящие вещества. Для окраски кож, дубленных растительными дубовыми веществами, употребляют основные и кислые красящие вещества, реже субстантивные. При употреблении основных красящих веществ прибавляют 1 - 2 г уксусной кислоты на 1 л красильной смеси. Для кислых красящих веществ прибавляют 1-3г муравьиной кислоты на 1 л воды. К субстантивным красящим веществам ничего не добавляется. Во всех случаях окраска производится при 45-50°.
6. Окраска хромовой кожи. Для хромовой кожи употребляют в первую очередь кислые красящие вещества с добавлением уксусной или серной кислоты. До прибавления красящего вещества для лучшего закрепления краски кожу следует подвергнуть обработке экстрактом квебрахо. Основные красящие вещества тоже пригодны для окраски хромовой кожи; ванна из квебрахо соответственно усиливается. К субстантивным красящим веществам следует прибавить уксусную кислоту. Температура красильных ванн может доходить до 50-60°.
7. Окраска лайковой кожи. Лайковую кожу красят, как хромовую, но температура красильных ванн должна быть ниже (40-45°).
(Главным образом употребляют кислые и основные красящие вещества.)
8. Окраска замшевой кожи. При окраске замши употребляют основные краски (с глауберовой солью и уксусной кислотой) и красят при температуре в 30°. Кислые красящие вещества употребляют с добавлением глауберовой соли, при температуре красильной ванны в 40-45°.
9. Окраска лакированной кожи. а) В черный цвет. Кожу, которую хотят лакировать, закрепляют в рамку, кладут на гладкую доску и на лицевой стороне отшлифовывают куском пемзы, пока кожа не перестанет быть шершавой Далее берут хороший масляный лак, смешивают с голландской сажей и делают из этого жидкую краску, которой и мажут кожу; потом последнюю выставляют на солнце для высушивания, причем тщательно охраняют от пыли.



Сделав это, поступают как прежде, снова сушат, берут пемзу и полируют; когда кожа сделается гладкой, ее сушат в продолжение часа, после чего краску, которую наводили, смешивают с голландской сажей и жидко мажут еще 2-3 раза.
Когда она снова высохнет, берут войлок и мелко растертую пемзу и полируют до тех пор, пока кожа не сделается совершенно гладкой.



Конфигурация кож
В производстве кожи раскраиваются и имеют различные конфигурации.



Чепракование представляет разделение шкуры на топографические участки .Чепракованию подвергают крупное сырье, топографические участки которого наиболее дифференцированы по толщине и микроструктуре.
По конфигурации кожи бывают:
целая кожа
полукожа
кулат
полукулат
вороток
чепрак



Виды кож по способу отделки
Гладкие кожи
Максимально сохраняют естественный рисунок - мерею, не подвергаются тиснению вообще, либо на лицевую поверхность наносится очень мелкое - "пылевидное" тиснение. Кожи данной группы выделываются из наиболее качественного сырья с использованием самых современных химических материалов.
Шлифованные кожи
Шлифовка бахтармяной стороны и дополнительная разбивка позволяют получить "Велюр", который используется для производства спортивной, домашней и модельной обуви. Однако существуют кожи, шлифовка которых предопределена технологией их выделки - это "Нубук", который незаменим для изготовления как мужской, так и женской обуви. Вставки из цветного нубука широко используются в производстве детской обуви.
Тисненые кожи
Кожи среднего и низшего ценовых диапазонов, незаменимы для недорогой, рабочей или форменной обуви. Отличаются рисунком и глубиной тиснения. Чем мельче рисунок и глубина тиснения, тем меньшей способностью укрывать дефекты обладает данное тиснение. Все рисунки можно условно разбить на несколько категорий:
Лаковые кожи
В зависимости от свойств и цвета покрытия, кожа может приобретать самые разнообразные цветовые и органолептические свойства. Подобная кожа весьма широко используется в производстве как женской, так и мужской модельной обуви. Лаковые кожи представлены артикулами "Орион", "Наплак". На лаковую кожу может быть нанесено тиснение для получения необходимого рисунка. Обувь из лаковой кожи отлично выглядит и всегда привлекает внимание.
Спилки
На спилок наносится искусственное полимерное "лицо", имитирующее естественную лицевую поверхность. Технология изготовления спилков позволяет использовать недорогое сырье и получать отличное решение для производства недорогой обуви с качеством, близким к качеству натуральной кожи с лицевой повехностью. Ассортимент спилков с искусственной лицевой повехностью представлен артикулом "Легенда" с различными вариантами тиснения. Все варианты тиснения спилков идентичны тиснению кож с лицевым покрытием, что позволяет комбинировать их при производстве обуви (союзка - лицевые кожи, берцы, голенища - спилок). Спилки без нанесения искусственного "лица" используются для изготовления обувного подкладочного материала, пошива спецодежды.
Красты
Полуфабрикат кожи, полученный после операции барабанного крашения (отсутствует поверхностная отделка). Имеет естественный рисунок лицевой поверхности. Отсутствие отделки поверхности позволяет избежать большинство пороков, связанных с отслоением "лица" - отмином и отдушистостью. Современная обработка позволяет придать красту свойство гидрофобности, а специальное крашение - сквозной прокрас. Хорошо выделанный краст трудно отличить от кож с гладкой лицевой повехностью. Красты широко используются обувщиками для производства обуви самого разнообразного назначения.



Кожзаменители.
Выделяем 4 основных типа представляемой нами продукции (3 вида искусственной кожи и ПВХ пленка):
- Искожа (кожзаменитель) MF. Это современная кожа на основе микроволокон ( Micro Fiber )
- Искожа (кожзаменитель) PU . Это современный тип искусственной полиуретановой кожи
- Искожа (кожзаменитель) PVC. Классическая кожа ПВХ
- Пленка PVC . ПВХ пленка
Сегодня, искусственная кожа ( кожзаменитель ), является высококачественным и экологичным материалом, превосходящим по некоторым показателям натуральные кожи. При желании заказчика, по эстетическому виду искусственная кожа ничем не отличается от натуральной как с лицевой, так и обратной стороны. В то же время можно изготовить искожу с текстурой и цветом не свойственным натуральной коже, что умело воплощают дизайнеры в своих модных современных проектах.



В наше время для производства большинства видов кожи используются коровьи шкуры, но так же используются и шкуры других животных. Шкуры ягнят и оленей используются для производства мягкой кожи, из которой шьют наиболее дорогую одежду. Шкура кенгуру используется как сырье для производства изделий, которые должны быть прочными, но гибкими, например, краги. Кожа, сделанная из шкур более экзотических животных, в частности некоторых видов рептилий, в свое время была очень популярна. Изделия из нее считались наиболее красивыми и изысканными. По этой причине охота на некоторые виды змей и крокодилов приобрела столь широкие масштабы, что поставила вышеуказанные виды рептилий и холоднокровных на грань вымирания.
В 1990-ых стало популярным разведение страусов и страусов эму ради получения мяса. Побочным продуктом стала страусовая кожа, которая была некоторое время довольно популярна. Страусовая кожа имеет характерный вид "гусиной кожи" из-за больших фолликулов, из которых росли перья. В Таиланде, кожа хвостоколообразных скатов используется для производства бумажников и ремней столь же активно, как и коровья шкура. Кожа данного вида скатов такая же жесткая и износостойкая, как твердая пластмасса. Кожа часто окрашивается в черный цвет и покрывается крошечными круглыми выпуклостями, чтобы придать коже определенную текстуру. Эти выпуклости обычно окрашиваются в белый цвет, чтобы подчеркнуть рельефность отделки.



Виды кожи (типы кож)
Существует множество классификаций кож, которые различаются по виду и возрасту животных, из которых они получены, а также по способам их обработки и окраски. Вот некоторые примеры:



Анилиновая кожа (aniline leather) - кожа, окрашенная органическими красителями с минимальной технологической обработкой.
Анилиновая кожа является самой качественной из всех кож. Ей характерны вызванные природой следы, например, рубцы и разные цветовые оттенки. Именно этот вид кожи является более чувствительной и склонной к патинированию (приобретению антикварного вида) в процессе эксплуатации.
Буйволиная кожа -по своим основным характеристикам очень близка к бычине, но шкуры обладают еще большим размером и интересной «жатой» фактурой. К сожалению, этот тип кожи в России мало распространен.
Бычина - ее толщина, в отличие оттелячьей кожи, составляет 2,5-5 мм, а размер шкур может превышать 2,5 м2. Традиционно она носит название «шорно-седельная». Изначально она применялась для производства седел, сбруй и других элементов упряжи. В настоящее время бычина используется, как правило, для изготовления джинсовых ремней, сумок в этническом стиле, кофров и рюкзаков. Этот вид кожи лучше других подходит для ручного и механического тиснения. Благодаря толщине и прочности кожи, изделия из нее могут служить практически вечно.
Велюр (фр. velours — бархат, от лат. villosus — волосатый, мохнатый) - кожа, изготовленная из свиных, реже овечьих шкур хромовым дублением с обработанной методом шлифования лицевой поверхностью. Эту кожу с изнаночной стороны подворсовывают под замшу. Этот материал одинаково может быть мягким и тонким, также жестким и толстым, все зависит от технологии обработки. Применяется для изготовления верха обуви, одежды и кожгалантерейных изделий.
Вороток (shoulder, neck) - участок шкуры, расположенный между головной частью и чепраком.
Выросток - кожа теленка, перешедшего на растительный корм, меняющего первичный волосяной покров в процессе линьки. Качество кожи хуже, чем у опойка, переплетение волокон слабее. Готовая кожа ровная, толстая, с красивой мереей, но не такая наполненная, как опоек. Из нее изготовляют верх обуви и кожгалантерейные изделия.
Гладкая кожа - делается из самого высококачественного сырья, не шлифуется. Удаляется только шерсть. Поры кожи остаются в естественном состоянии: кожа - "дышит" и, в то же время, срок службы изделия увеличивается. Изделия из данного вида кожи более износостойки. В процессе носки на поверхности изделия проявляется естественная “патина” и оно становится с каждым годом красивее. Самая высококачественная мебель и обувь делается из гладкой кожи.
Замша (chamois leather) - кожа жирового дубления (т.е. сырые шкуры, подвергнутые предварительной подготовке. При дублении пропитывают жирами). Служит для изготовления обуви, перчаток, галантерейных изделий, верхней одежды, курток, юбок, а также в качестве фильтрующего и полирующего материала. Высокачественную обувную замшу получают из шкур оленьего опойка, выростка и русской короткохвостой овцы, техническую - из овчин русских длиннохвостых овец, протирочную - из шкур взрослых оленей, русской овчины. Замша обладает высокой тягучестью и пористостью, которая обуславливает ее большую воздухопроницаемость. Замша отличается особенной мягкостью, которую она сохраняет не только после замачивания в воде, но также после мытья в мыльной воде, почему Замшу называют также «моющейся кожей». Этот материал менее износостоек, чем гладкая кожа и требует тщательного ухода.
Лайка - Мягкая, эластичная кожа, выделываемая из шкур ягнят и козлят хромовым или хромо-жировым дублением. Поверхность мереи гладкая, без морщинок. Лайка применяется почти исключительно для изготовления перчаток.
Мерея (grain) - рисунок на лицевой поверхности выделанной кожи. Различают естественные (по принадлежности к конкретному виду животного) и искусственные мереи (наносят тиснением).
Наппа - Тонкая полуанилиновая кожа, выработанная из шкур крупного рогатого скота.
Кожа наппа - чрезвычайно мягкий и эластичный материал, обычно используемый для производства высококачественных бумажников, комплектов туалетных принадлежностей, и других кожаных товаров.
Напплак - Кожа с нанесённым лаковым покрытием. Чаще всего это лакированная наппа.



Натуральная замша - Кожа, выработанная жировым дублением из шкур оленей, лося, диких коз. Это мягкая, рыхлая, но очень прочная бархатистая кожа с густым, низким ворсом на лицевой поверхности.



Нубук (nubuck) - мелковорсистая кожа хромового дубления с подшлифованной мелкозернистыми абразивными материалами (например, песком) лицевой поверхностью.
Применяется для изготовления галантерейных изделий, деталей верха обуви и обтяжки мягкой мебели.
Чаще всего еще менее защищен от загрязнения и засаливания чем замша. Нубук требует внимательного отношения, особенно в первый месяц ношения. Нубук как губка впитывает в себя любую влагу и будет хорошо, если именно в этот период Вы будете особенно аккуратны. Позже это проходит. Помните, что нубуковые вещи светлого окраса со временем темнеют, а темные - светлеют. Нубук - прочен и износостоек, при должном уходе.
Различают: натуральный нубук, искуственный нубук, нубук-ойл.
Натуральный нубук изготовляется из натуральной кожи. Имеет на лицевой поверхности слабый ворс, который придаёт коже хороший внешний вид — она становится бархатистой. Нубук из натуральной кожи имеет хорошую воздухопроницаемость. К недостаткам этой кожи относят низкую износоустойчивость и необходимость ухода за изделиями. Изделия из натурального нубука необходимо чистить специальными средствами.
Искусственный нубук или синтетический намного дешевле нубука из натуральной кожи. Это - многослойный полимерный материал, который имеет бархатистую структуру и схож по внешнему виду с натуральным нубуком. Синтетический нубук в отличие от натурального не впитывает воду и обладает более высокой износоустойчивостью.
Нубук-ойл - это нубук, который в процессе производства защитили от влаги, обработав жировой пропиткой. Нубук мягкий и на ощупь бархатистый, а нубук-ойл на ощупь влажноватый и тяжелее обычного нубука. Он более износостойкий и неприхотливый, чем обычный нубук.



Оленья кожа - Кожа, в процессе выделки которой используется жир, извлеченный из мозга животных, или другие виды жиров. В конечном итоге получается эластичный материал, подобный замше, обычно сильно прокопченный, что препятствует разложению клеток. Этот вид кожи обычно используется для изготовления портфелей и бумажников. http://www.splaix.ru/types.html



Опоек - Мягкая, эластичная кожа, полученная из шкур телят-сосунков.
Опоек - кожа молодого теленка-сосунка, еще живущего на молоке матери. Наиболее ценная кожа. Волокна тонкие, эластичные, густого переплетения. Волосяной покров теленка гуще, тоньше и красивее, чем у взрослого животного. Кожа теленка получается мягкой, наполненной, с красивой мереей.



Пергамент - кожа, получившая свое название от наименования греческого города Пергам. Это недубленая кожа, выделанная из шкур ягнят, козлят, телят. Используется для изготовления музыкальных инструментов, например, барабанов, некоторых деталей машин, переплетов книг, а также женских украшений. В былые времена служил основным материалом для письма.



Ременная кожа – гладкая кожа, которая первоначально использовалась для производства движущих ремней шкива. Этот вид кожи часто используют для изготовления портфелей и бумажников. Она довольно толстая, твердая и гладкая на ощупь. Ременная кожа - единственный вид кожи, используемой для производства роскошных изделий, которые могут сохранить форму без потребности в каркасе. Данный материал тяжелее, чем гладкая кожи.



Рыбья кожа - Выделкой рыбьей кожей начали заниматься еще в древности, раньше это был один из основных материалов для шитья одежды и обуви. Кожа рыбы - материал, имеющий прекрасные потребительские свойства, красивую и разнообразную фактуру. Кожа производится из отходов рыбопеработки и имеет отличные перспективы развития. Каждая кожа по-своему хороша. Лосось-ячеистый, карп-лохматый, осетр- с шипами и звездочками. Сейчас рыбью кожу начали использовать в промышленном производстве, из нее делают: одежду, обувь, разнообразные аксессуары и предметы декора.



Сафьян - (goatskin, maroquin leather, saffian leather) - тонкая, мягкая кожа разных цветов, выделываемая растительным дублением обычно из козьих шкур, реже — шкур овец, телят и жеребят. Используется в основном для верха национальной обуви. Секрет ее производства известен в России с XII в. В настоящее время не производится.



Склизок- Кожа мертворожденного теленка



Спилок (спилок-велюр) - Слой кожи, полученный в результате слоения (шерфования) хромовых и хромо-жировых КРС и свиных кож. Из толстого и плотного спилка КРС изготавливют обувные и мебельные кожи путем нанесения искусственной мереи и спилок-велюр для производства одежды. Из спилка свиных кож изготавливают спилок-велюр для обувного производства



Спилок -(split leather, split) - часть шкуры (кожи), полученная после двоения. Различают лицевой и бахтармяный спилок. Из толстого и плотного спилка крупного рогатого скота изготавливают обувные и мебельные кожи путем нанесения искусственной мереи и спилок-велюр для производства одежды. Из спилка свиных кож изготавливают спилок-велюр для обувного производства.



Шагрень - (shagreen leather, shagreen, фр. chagrin) - грубый и пористый шероховатый вид недубленой кожи, изготовлявшийся из спинной части шкур лошадей или куланов и обычно окрашивалась в зеленый цвет. ” Шагрень ” в наши дни обычно изготовляется из козьих, овечьих шкур, а также из кожи акул и скатов.



Шевро - Перчатки, изготовленные из шевро
Мягкая, плотная, прочная кожа, изготовленная хромовым дублением из шкур коз. На поверхности (мерее) имеет своеобразный рисунок в виде мелких морщинок.



Шеврет - Плотная, эластичная кожа, выработанная из овечьих шкур хромовым дублением. По рисунку мереи она похожа на шевро.



Чепрак - (butt) -тяжелая, плотная, толстая кожа, выработанная жировым дублением из шкур крупного рогатого скота, взятых со спины животного. Данный вид продукции как правило идет на кожи для ремней как мужских так и женских так как это самая плотная часть шкуры.



Шора - Плотная, толстая кожа, выработанная жировым дублением из шкур КРС, более пластична, нежели чепрак.



Юфть - Толстая кожа, выработанная жировым дублением из шкур КРС, взятых с брюха животного. Значительно мягче и пластичней, чем чепрак или шора.



Юфть (юхта, русская кожа) - выделывается из ялового или коровьего сырья и шкур годовалых быков, за исключением сырья телячьего. После промывки и мездрения сырье подвергается золке, промывке, топтанию и разминанию в толчеях и барабанах, разделке, стружке, отжиманию лица, бучению в киселях, заличке в слабом дубильном соке и затем дублению соковому и пересыпочному. Ю. бывает белая, красная и черная. Для белой Ю. отбираются лучшие кожи.... Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



Шеврет (sheep skin, sheep leather) - плотная, эластичная кожа, выработанная из овечьих шкур хромовым дублением. Используется для верха обуви и галантерейных изделий. По рисунку мереи она похожа на шевро.
Шевро (glazed kid leather, chevreaux, goat leather) - мягкая, плотная, прочная кожа, площадью до 60 дм2, изготовленная хромовым дублением из шкур коз. На поверхности (мерее) имеет своеобразный рисунок в виде мелких морщинок. Используется для верха обуви.
Шлифованная кожа и тесненная кожа - Дело в том, что шкуры часто имеют немало природных дефектов. На шкурах остаются и царапины от кустов, сучьев, насекомые могут прокусить их насквозь. Образуется дырка, которая уже не затягивается. Эти дефекты в процессе производства снимают шлифовкой, затем наносится какое-нибудь покрытие - чтобы поверхность была ровной. Шлифованная кожа в обязательном порядке должна быть окрашена. Благодаря шлифовке получают всем известный велюр.
Если после шлифовки еще остались дефекты, применяется тиснение. Используются большие плиты, которыми прессуют разогретую кожу. Прессованием можно получить и гладкую поверхность и с рисунком (например, пылевидным - очень мелким, или крупным, в клеточку - в зависимости от предназначения кожи).
Шора - плотная, толстая кожа, выработанная жировым дублением из шкур крупного рогатого скота, более пластична, нежели чепрак.
Юфть - (juff, Russian leather) толстая кожа, выработанная комбинированным дублением из шкур крупного рогатого скота, конских и свиных шкур взятых с брюха животного, с повышенным содержанием жирующих веществ. Значительно мягче и пластичней, чем чепрак или шора. Используется для верха обуви.
Яловка - кожа коровы. Шкуры особей женского пола обычно ценнее, чем мужских. Кожа получается изящнее, эластичнее и более упругой, лицевая сторона ровнее и красивее. Яловка пригодна для изготовления верха обуви, подошвы, задника, рантов, подкладочной подошвы и легких ремешков.



Что такое кожа и какие бывают виды кожи
В чем разница между натуральной кожей, подшлифованной и спилком?
Кожа с натуральным лицевым покрытием – получается, когда шкуру просолили, отмочили (сделали ее как бы парной), добились того, чтобы из нее выпали все волоски, затем продубили и покрасили. У натуральной кожи почти нет покрытия, лишь небольшая покраска.
Шлифованная и тисненая кожа изготавливается из шкур животных, которые имеют природные дефекты. Например, если шкуру прокусили насекомые и отложили в ней свои личинки, в результате чего в ней образовалась дырка, которая уже не затягивается или на шкуре остались царапины от сучьев деревьев, то такие дефекты снимаются шлифовкой в процессе производства кожи. Затем, чтобы у кожи образовалась ровная поверхность, на нее наносится некое покрытие, так называемый грунт, из-за которого, вместе с покраской, кожа уже хуже дышит и, соответственно, меньше ценится.
Если для исправления кожи не достаточно ее грунтования, то применяется процесс тиснения, при котором большими плитами прессуют разогретую кожу. Прессованием можно получить как гладкую поверхность кожи, так и с различным рисунком. Визуально отличить тисненую кожу от не тисненой можно, но скорее не по лицевой стороне, а по бахтармяной.
Спилок - это второй или третий слой кожи, как если бы ее нарезать на пласты. Эта кожа может выглядеть как бахтарма с двух сторон. Для ее изготовления не используется никакая грунтовка. Она идет на изготовление спортивной обуви, так как нога в такой обуви хорошо дышит даже при больших нагрузках, но такая кожа, также, хорошо промокает и пачкается.
Что такое прессованная кожа?
Прессованная кожа – материал, вырабатываемый под давлением из отходов производства натуральной кожи: обрезков и лоскутков, хромовой стружки, кожевенной пыли и других отходов. В прессованной коже также есть связующие волокна. Они могут быть изготовлены из любого синтетического материала: полиэфира, полиамида, полиэтилена и т.д. При нагревании они расплавляются и склеивают все «частички» воедино.
Еще один компонент – синтетические термопластические смолы. Они вводятся для дополнительного склеивания и упрочнения волокнистой структуры. Благодаря этим смолам получается материал с низкой воздухо- и влагопроницаемостью. Прочность такой сумки из такого материала невысока, в отличие от сумки из натуральной кожи.
А что такое вет-блю?
Вет-блю - это полуготовая кожа: продубленная, но не высушенная, а только немного отжатая.
Вет-блю хранят и транспортируют в листах. Затем ее сушат, наполняют жиром, чтобы она была мягкой и отталкивала воду и только потом красят и гладят.
Как проходит процесс изготовления кожи?
Процесс изготовления кожи обязательно проходит такие стадии, как - шкуру сняли, просолили (если не просолить, она сгниет, так как кожа - это белок (ее можно варить и есть), поэтому ее даже перевозят в соленом виде), а затем ее отмывают от соли и дубят.
В коже есть поры, которые надо заполнить дубящим веществом, способным прекратить процесс разложения и уничтожить бактерии. Это один из важнейших процессов при изготовлении кожи и называется он дублением.
Что такое дубление?! Это, когда в специальный барабан кладут кожу и заливают туда дубитель. Через некоторое время, при поддержании определенной температуры, кожа продубливается.
"Дубитель" - от слова "дуб". Кора дуба и ивы - очень хорошие дубители. Сейчас есть синтетические (хромовые) дубители. Дубящие вещества безобидны для здоровья.
Как отличить натуральную кожу от искусственной?
Благодаря новейшим технологиям, производители научились делать качественный кожзаменитель так, что отличить его от натуральной кожи практически невозможно. Так как же все-таки можно еще отличить натуральную кожу от искусственной?



Кожзаменители часто имеют основу из текстиля. Поэтому, если при тщательном осмотре швов вы увидите тканевую основу или единичные торчащие нитки, то перед вами – сумки из искусственной кожи.
Если к натуральной коже поднести зажженную спичку, то на коже не будет видно даже тления, в отличии от кожзаменителя, который обычно начинает плавиться. Только будьте осторожны и не переусердствуйте в этом опыте – не все кожи выдерживают долгий открытый огонь.
Есть еще одна хитрость – подержать кожаное изделие в руках: кожа нагреется, заменитель же останется холодным.
Определить натуральную кожу можно и по запаху. Он специфический и спокойный. Если же запах резкий и не приятный – значит кожгалантерея из кожзаменителя. Но бывает, что имитируется даже запах настоящей кожи за счет того, что в состав нового поколения искусственных материалов входит кожаная крошка.
На хорошей коже не должно оставаться никаких заломов. Поэтому можно согнуть изделие (например, ручку сумки) рукой и отпустить. Если заломов нет, то перед вами качественная натуральная кожа.
Также, на кожу можно капнуть водой и посмотреть, впитывает ли она ее. Если впитала и потемнела, то, скорее всего, это натуральная кожа, если нет – кожзаменитель.
Часто (но не всегда), если сумка, действительно, сделана из натурального сырья, то на ней изнутри должен быть отштампован (или висеть в виде бирки) знак кожи – эмблема, повторяющая очертания снятой шкуры. Честные производители на изделия из искусственных материалов ставят спецзнак – ромбик.
И наконец, изнанка настоящей кожи должна быть ворсистой.
На что обратить внимание при покупке кожаных изделий?
Неопытный покупатель обращает внимание только на внешний вид изделия, нравится - и все тут. Но ведь бывает, что случаются и технологические ошибки в обработке кожи. Плохо продубили, плохо отпрессовали, плохо грунт наложили. Такое изделие долго не прослужит.
Разборчивый покупатель обязательно обратит внимание, как выглядит изнанка – бахтарма. По ней сразу можно судить об уровне обработки кожи: она должна быть гладкая, ровная, хорошо и равномерно прокрашенная. А уже потом он смотрит на лицо – натуральное оно или искусно подшлифованное.
Будьте внимательны при выборе кожаного изделия и оно будет радовать вас долгое время.
Хранение кожаных изделий
Избегайте хранить кожаные вещи в закрытых полиэтиленовых пакетах. Это способствует процессам окисления и постепенно изменяется цвет кожи.
Чем отличается Натуральная кожа или искусственная
Современная технология позволяет даже искусственной коже придать "натуральную" внешность. Но некоторые рекомендации, которые помогут "разоблачить" подделку, все же есть. Чем же руководствоваться при выборе того или иного изделия? Попробуем разобраться в отличиях натуральной кожи и искусственной.
Мы все знаем, как трудно бывает выбрать подходящую себе обувь, портфель, кошелек или перчатки, и даже если руководствоваться критериями, которые отличают качественное изделие от второсортного, такими как: натуральная кожа, хорошая выделка, качественная сборка модели, комфорт и красота, зачастую модель, выглядящая с первого взгляда довольно привлекательной, оказывается впоследствии совершенно непригодной к использованию.
Затем на поверхность волокнистой основы наносят покрытие – из расплавов, растворов и дисперсий полимеров, используя при этом различные технологические методы и оборудование. Важными моментами на этом этапе технологического процесса являются равномерность нанесения покрытия и фиксация его на поверхности основы. Проникновение полимера в покрытие может быть как сквозным, так и поверхностным. Часто используют сочетание сквозного пропитывания волокнистой основы с последующим нанесением лицевого полимерного покрытия.
Мебельные искусственные кожи имеют, как правило, пористую структуру, для получения которой могут быть использованы различные способы порообразования: механическое вспенивание, химическое вспенивание путем разложения порообразователя, вымывание водорастворимых солей, фазовое разделение растворов полимеров, спекание порошкообразных полимеров, перфорирование и др.



В состав искусственных кож, кроме исходного полимера, могут входить специальные добавки: вещества для облегчения переработки полимерной смеси в процессе производства и повышения морозостойкости готового материала – пластификаторы; наполнители для придания коже специфических качеств; пигменты и красители; стабилизаторы (антистарители, стопперы, ингибиторы) для сохранения свойств материала.
В качестве методов окончательной отделки используются различные приемы: шлифовка,
мятье, тиснение, нанесение лакового или матирующего слоя, нанесение печатного рисунка и т.д. Декоративные эффекты, которые получаются в результате, поражают своим многообразием. Готовый материал может имитировать фактуру ткани, натуральной кожи и замши, существуют многоцветные кожи и изменяющие свой цвет – т.н. «хамелеоны», кожи цвета «металлик» – воистину безграничный простор для фантазии дизайнера.
Существует "промежуточный" вариант материала - это прессованная кожа.
Прессованная кожа
Прессованная кожа – материал, вырабатываемый под давлением из отходов производства натуральной кожи: обрезков и лоскутков, хромовой стружки, кожевенной пыли и других отходов. В прессованной коже также есть связующие волокна. Они могут быть изготовлены из любого синтетического материала: полиэфира, полиамида, полиэтилена... При нагревании они расплавляются и склеивают все «частички» воедино. Еще один компонент – синтетические термопластические смолы. Они вводятся для дополнительного склеивания и упрочнения волокнистой стуктуры. Благодаря смолам получается материал с низкой воздухо- и влагопроницаемостью. Прочность такой сумки невысока, в отличие от натуральной.



Чем отличается искусственная кожа от натуральной
Самый простой способ определения материала, из которого сделана обувь (перчатки, портфель, и т.д.) – это внимательно посмотреть на специальную наклейку на изделии с графическими знаками). Такие наклейки обязательны для производителей и импортеров стран, входящих в ЕС. Наклейки указывают какого рода материал использован в деталях изделия. Если же изделие не имеет такой наклейки, то есть несколько способов отличия натуральной кожи от искусственной, но некоторые из них, в связи с развитием новых технологий уже устарели. Например, долгое время считалось, что натуральная кожа, это единственный материал, который не горит, а тлеет, поэтому у первых самолетов всю кабину обшивали натуральной кожей. Но этим способом при покупке обуви вряд ли можно воспользоваться, кроме того, современная искусственная кожа обугливается так же, как и натуральная. Уже изобретен состав, придающий искусственной коже запах натуральный.
Практически при покупке обуви можно воспользоваться следующими способами определения натуральности кожи.
Если на материал секунд на десять наложить внутреннюю поверхность ладони, то натуральная кожа нагреется, начнет передавать ладони тепло и даст приятное теплое ощущение, в то время, как искусственная кожа слегка увлажняет ладонь, будет отдавать холодком и на ней после снятия руки останется небольшая отпотелость.
У подогнутых краев натуральной кожи наружный сгиб более округлый, у искусственных материалов – слегка приплюснутый и, как правило, натуральная кожа толще искусственной.
Можно воспользоваться еще несколькими способами.
Например, при выборе обуви, согнуть ботинок в носке или надавить на верх носка пальцем, при этом появление в момент сгиба или нажатия мелких морщинок, а затем при выпрямлении материала исчезновение этих морщинок – верный признак натуральности кожи.
Изнанка настоящей кожи должна быть ворсистой. Определить, какая перед вами кожа, можно и по запаху.
У натуральной кожи он специфический, свойственный только ей. Если же запах резкий и неприятный - значит изделие из кожезаменителя.
Натуральность кожи можно определить, если внимательно посмотреть на ее срез.
Кожзаменители, как правило, имеют текстильную или полиамидную основу. И наконец, на новую кожу, если разрешат продавцы, можно капнуть обычной водой. Натуральная кожа впитает влагу и потемнеет в этом месте, а искусственная останется без изменений.
В процессе носки натуральная кожа деформируется под стопу, а искусственная сохраняет форму колодки.
Натуральная кожа может быть различной по внешнему виду и потребительским свойствам, наиболее популярными и всегда в моде являются лицевые гладкие кожи. Они практичны, красивы, их внешний вид легко восстанавливается косметическими средствами.
И, наконец, обратите внимание, в какой упаковке продается изделие. Солидные фирмы заботятся не только о качестве продукции, но и о красоте упаковки.

Чех Светлана